Организация питания
Правильно построенное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качества - как в семье, так и в организованных детских коллективах.
Обычно дети находятся в дошкольных учреждениях 12 часов и их питание в основном (кроме выходных и праздничных дней) обеспечивается именно этими учреждениями. Ученые доказали, что правильное питание в детстве определяет и длительность человеческой жизни, и сроки трудоспособности. Кроме того, от питания зависит, в каком возрасте и какая хроническая патология появится у человека.
Поэтому рациональное питание детей от 1,5 до 7 лет - залог крепкого здоровья, гармоничного роста и правильного нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребенка. Питание считается правильно организованным, если оно достаточно по калорийности, разнообразно по набору продуктов и технологии приготовления блюд, сбалансировано по содержанию пищевых веществ, рационально распределено в (течение дня). Непременным условием правильной организации питания является соблюдение санитарных норм и правил.
Основой организации питания детей в МБДОУ МО г. Краснодар « Детский сад комбинированного вида № 139» являются нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии, приведенные в Сан-ПиН 2.4.1.2660-10.
Энергетическая ценность и содержание жиров, белков и углеводов в суточном рационе детей
возраст детей |
энергетическая |
белки (г) |
|
углеводы (г) |
|
|
ценность (ккал) |
всего |
в т.ч. животные |
жиры (г) |
|
7-12 мес. |
110 |
2.9 |
2.3 |
5.5 |
13 |
до 3-х лет |
1540 |
53 |
37 |
53 |
212 |
3-7 лет |
1970 |
68 |
44 |
68 |
272 |
Согласно этим нормам все пищевые вещества, входящие в состав рациона, находятся в определенных соотношениях между собой и сбалансированы с потребностями детского организма. Соотношение белков, жиров, углеводов в количественном выражении должно составлять 1:1:4. Доля белков в общей калорийности занимает 14%, доля жиров занимает 31%, доля углеводов - 55%. Количество животного белка составляет 65% от общего количества белка. Количество растительных жиров - 15% от общего количества жиров.
Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Правильный подбор продуктов - условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.
Другим условием является строгое соблюдение режима питания, который включает:
- количество приемов пищи в течение дня (кратность питания). Количество приемов пищи в детских дошкольных учреждениях должно быть не менее 4-х раз в день при 12-ти часовом пребывании детей: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо;
- распределение пищи в течение дня по приемам. Распределение энергетической ценности рациона (калорийности) на отдельные приемы пищи рекомендуется следующее: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник 15%, ужин - 25%. В дневном рационе допускается отклонение калорийности в ту или иную сторону на 5%.;
- время приема пищи в течение суток;
- интервалы между приемами пищи 3-4 часа. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ;
- время, затрачиваемое на приемы пищи;
- интервал между последним и первым приемами пищи 10-11 часов.
Если соблюдаются режимные моменты, то у детей обычно нормально функционирует пищеварительная система, усваивается пища, что обеспечивает правильный обмен веществ и хорошее самочувствие.
Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне детского сада дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» родителям систематически предоставляются сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня, для чего практикуется вывешивание в группах ежедневного рациона питания (меню). При этом на ужин рекомендуются те продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по продук-ювому набору и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в дошкольном учреждении. Важно также, чтобы утром, до отправления ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в дошкольное учреждение очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сок и (или) какие-либо фрукты.
Важно предусмотреть особенности питания детей в период адаптации их к дошкольному учреждению. Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал. В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не желает есть самостоятельно, первое время воспитатели кормят его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.
Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей, используется широкий ассортимент имеющихся витаминизированных пищевых продуктов и напитков, а при необходимости (по заключению врача) также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).
При формировании рациона питания детей в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» используется ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей организованных коллективов:
Мясо и мясопродукты:
- говядина 1 категории,
- телятина,
- мясо птицы (курица, индейка),
- мясо кролика,
- сосиски и сардельки (говяжьи), не чаще чем 1-2 раза в неделю, после тепловой обработки;
- печень говяжья.
Рыба и рыбопродукты - треска, хек, минтай, сельдь (соленая).
Яйца куриные - в виде омлетов или вареные.
Молоко и молочные продукты:
- молоко (2,5% жирности), пастеризованное;
- сгущенное молоко (цельное и с сахаром);
- творог (9% и 18% жирности) - после термической обработки;
- сыр «Российский» (45% жирности);
- сметана (10%, 20% и 30% жирности) - после термической обработки;
- кефир;
- ряженка, варенец, бифидок и др. кисломолочные продукты промышленного выпуска;
Пищевые жиры:
- сливочное масло («Крестьянское»);
- растительное масло (подсолнечное) - в салаты, винегреты, сельдь, вторые блюда.
Кондитерские изделия:
- конфеты (предпочтительнее зефир, пастила, мармелад), карамель;
- печенье, вафли;
- джемы, повидло.
Овощи:
- картофель, капуста белокочанная, капуста цветная, морковь, свекла, огурцы, томаты, кабачки, лук, чеснок (для детей дошкольного возраста с учетом индивидуальной переносимости), петрушка, укроп, томатная паста, томат-пюре.
Фрукты:
- яблоки, груши, бананы, ягоды (за исключением клубники);
- цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны) с учетом индивидуальной переносимости;
- сухофрукты.
Бобовые: горох, фасоль.
Соки и напитки:
- натуральные отечественные соки и нектары промышленного выпуска (осветленные и с мякотью), предпочтительно в мелкоштучной упаковке;
- напитки промышленного выпуска на основе натуральных фруктов;
- витаминизированные напитки промышленного выпуска без консервантов и искусственных пищевых добавок;
- кофе (суррогатный), какао, чай.
Консервы:
- лосось, сайра, горбуша (для приготовления супов);
- кабачковая икра;
- зеленый горошек;
- томаты и огурцы.
Хлеб, крупы, макаронные изделия - все виды без ограничения.
Одним из важных условий рационального питания является разнообразие пищи, под которым понимается не только использование различных продуктов, но и применение разных способов их кулинарной обработки. Для этого в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» разработаны примерные 10-дневные перспективные меню по сезонам года, на основании которых составляются рабочие меню-требования.
Для правильного приготовления блюд в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» разработаны и утверждены технологические карты, имеется картотека блюд, входящих в меню. В технологической карте указывается рецептура (раскладка), энергетическая и пищевая ценность блюда, технология приготовления, источник, ответственные за применение данной технологической карты.
Технологические карты рецептур блюд составляют на объемы порций, рекомендованные для детей дошкольных образовательных учреждений в зависимости от возраста. При необходимости изменения выхода блюд производят пересчет закладываемых продуктов в весе брутто и нетто по рассчитанному коэффициенту. В связи с пересчетом выхода блюда составляется новая технологическая карта, которая подписывается медицинской сестрой, кладовщиком, шеф-поваром и утверждается руководителем учреждения.
Для детей раннего и дошкольного возрастов составлены отдельные перспективные меню с учетом сезона. Разница в организации питания детей раннего и дошкольного возраста заключается в величинах потребности детей в основных пищевых веществах и энергии, суточных продуктовых наборах по количеству и ассортименту продуктов питания, режимах питания, распределении продуктов в течение суток, качестве кулинарной обработки продуктов.
Анатомо-физиологические особенности детей 1-3 лет определяют своеобразие приготовления и приема пищи ребенком этого возраста. В этом возрасте происходит постепенная адаптация ребенка к широкому разнообразию продуктов и способам их кулинарной обработки.
Кулинарная обработка пищи для детей раннего возраста имеет свои особенности. Все блюда готовят только в отварном и тушеном виде. После 1,5 лет, с учетом развития способности жевать, консистенция пищи становится более густой. Так, каши готовятся разваренными. Вместо овощного пюре овощи предлагаются в тушеном виде. Вместо суфле готовятся котлеты. Салаты после 2-х лет подаются мелко нарезанными. В рационе обязательны горячие блюда, не включаются острые приправы и пряности. В качестве приправ используются зелень укропа, петрушки, лук, чеснок.
При составлении рациона питания детей в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» предусматривается правильное распределение продуктов в течение суток. Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительных соков, рекомендуются блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первую половину дня - на завтрак и обед. На ужин детям даётся молочно-растительная, легко усваиваемая пища. Так, в меню каждый день дети получают такие продукты, как хлеб, масло, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи, а остальные продукты (творог, рыба, яйцо) - 2-3 раза в неделю.
В меню детей широко используются салаты из сырых овощей, свежие фрукты.
В различных приемах пищи в один день не допускается повторение одних и тех же блюд. При наличии первых блюд, содержащих крупу и картофель, гарнир ко второму блюду не приготавливается из этих продуктов.
ЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
В рационе питания детей в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» обязательно присутствуют мясо и мясные продукты (включая птицу), рыба, яйца - источник белка, жира, витаминов A, B12, железа, цинка и др., молоко и молочные продукты (источник белка, кальция, витаминов А, В2), сливочное и растительное масло (источник жира, полиненасыщенных жирных кислот, витамина Е), хлеб, хлебобулочные изделия, крупы и макаронные изделия (носители крахмала, как источника энергии, пищевых волокон, витаминов В12 В2, РР, железа, магния, селена), овощи и фрукты (основные источники витамина С, Р, бета-каротина, калия, пищевых волокон, органических кислот), сахар и кондитерские изделия.
Мясо, рыба, яйца, молоко, кисломолочные напитки, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому они постоянно включаются в рацион питания дошкольников. Мясо и рыба используются в виде самых разнообразных блюд - котлет, тефтелей, фрикаделек, гуляша, а также сосисок - в зависимости от индивидуальных вкусов дошкольников.
Среди рекомендуемых видов рыбы - треска, хек, минтай, скумбрия. Рыбные деликатесы (икра, соленая рыба, консервы) лучше включать в рационы дошкольников (в домашних условиях) лишь изредка и в небольших количествах, поскольку они по своей пищевой ценности не имеют никаких преимуществ перед свежей рыбой, но содержат много соли и оказывают раздражающее действие на незрелую слизистую желудка и кишечника детей.
Молоко и молочные продукты являются источником не только белка, но и одним из основных поставщиков легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани, а также витамина В2 (рибофлавина). Наряду с молоком ежедневно дети получают 150-200 мл кисломолочных напитков, способствующих нормальному пищеварению и угнетающих рост болезнетворных микроорганизмов в тонком кишечнике. Детям обязательно даются такие молочные продукты, как сыр, творог, сметана (последние два - только после тепловой кулинарной обработки).
В рацион питания детей дошкольного возраста в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» обязательно включаются свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, натуральные плодоовощные соки и продукты, обогащенные микронутриентами, в том числе витаминизированные напитки. В зимний период при отсутствии свежих овощей и фруктов используются быстрозамороженные овощи и фрукты. Ребенок раннего и дошкольного возраста должен получать 150/220 г картофеля и 200/250 г овощей (капуста, огурцы, помидоры, морковь, свекла, редис, зелень, и др.) в виде салатов, овощных супов, пюре, запеканок и др., 130/60 г фруктов и ягод в виде свежих плодов (яблоки, груши, вишня, слива, черешня, малина, виноград и др.) и различные плодоовощные соки - особенно с «мякотью» (яблочный, сливовый, абрикосовый, персиковый, томатный и др.). Плоды и овощи, особенно свежие, являются важнейшим источником аскорбиновой кислоты, биофлавоноидов (витамина Р), бета-каротина.
Для приготовления каш и крупяных гарниров в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» используются разнообразные крупы, в том числе овсяная, гречневая, пшенная, ячневая, перловая, рисовая, которые являются важным источником пищевых веществ.
Пищевые жиры используются для питания детей в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» в соответствии с ассортиментом основных продуктов питания, рекомендованных для использования в питании детей.
В рацион питания дошкольников в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» включены хлеб (черный и белый), крупы, особенно гречневая и овсяная, и макаронные изделия, обеспечивающие детей крахмалом, растительными волокнами, витаминами Е, В|, В2, РР, магнием и др. Указанные виды продуктов, кроме пищевых волокон, являются важнейшим источником витаминов (особенно Bl, B2, РР) и минеральных веществ.
Учитывая то, что потребность детей в легкоусвояемых углеводах составляет 20-25% от суточной потребности детей данного возраста в углеводах, следует ограничивать избыточное потребление дошкольниками сахара и продуктов, его содержащих. Сладкие блюда и сладкие мучные кулинарные изделия используются в питании детей в качестве десерта («на сладкое»), только в один из приемов пищи в день, как правило, в полдник. Кондитерские изделия (карамель, зефир, пастила, мармелад) обычно включаются в состав полдников не чаще 1 раза в неделю. Их дают детям на десерт, только наряду с полноценными горячими блюдами, при условии исключения других сладких блюд в этот прием пищи.
Перечень продуктов, запрещенных
к использованию в питании детей
Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) запрещается использовать в питании детей, а также принимать в дошкольные учреждения:
- продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;
- пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;
- мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыбу, сельскохозяйственную птицу, не прошедшие ветеринарный контроль;
- непотрошеную птицу;
- мясо диких животных;
- яйца и мясо водоплавающих птиц;
- яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, меланж;
- консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;
- крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями;
- овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили;
- любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления;
- кремы и кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты);
- зельцы, изделия из мясной обрези, свиных баков, диафрагмы, крови, рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы;
- творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану, простоквашу;
- грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные, грибные бульоны и пищевые концентраты на их основе;
- холодные напитки из плодово-ягодного сырья, морсы собственного приготовления (без тепловой обработки), квас;
- окрошки и холодные супы;
- яичницу-глазунью.
Не допускается изготавливать на пищеблоке образовательного учреждения и использовать в питании детей следующие виды пищевых продуктов, кулинарных изделий собственного (не промышленного) изготовления:
- кулинарную продукцию, при изготовлении которой скоропортящиеся продукты измельчаются после тепловой обработки и при этом не подлежат вторичной тепловой обработке - блинчики с мясом, творогом, заливные блюда (мясные и рыбные), студни, паштеты, форшмак из сельди, макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом и т. п.;
- творог, простоквашу и другие кисломолочные продукты (в том числе для приготовления творога);
- консервированные продукты.
Не допускается использовать в питании детей следующие виды сырья, пищевых продуктов, не прошедшие тепловой кулинарной обработки (кипячения):
- зеленый горошек консервированный;
- фляжное (бочковое) молоко;
- сливочное масло, добавляемое в блюда (используемое для заправки гарниров, каш и т. п.), сливочное масло с жирностью ниже 72 %;
- творог, за исключением готовых к употреблению творожных изделий для детского питания (творожков и т. п.) промышленного производства в индивидуальной промышленной упаковке, рассчитанной на одну порцию продукта;
- сметану.
В соответствии с принципами рационального (здорового) питания, в питании детей в организованных коллективах не следует использовать:
- сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;
- жареные в жире (масле) продукты, изделия (пирожки, пончики, картофель и т. п.);
- уксус (уксусную кислоту), горчицу, хрен, перец острый (красный, черный) и другие жгучие (острые) специи (приправы);
- кофе натуральный, а также продукты, содержащих кофеин, другие стимуляторы, алкоголь;
- гидрогенизированные жиры, кондитерские жиры, кулинарные жиры, маргарин, свиное или баранье сало, другие тугоплавкие жиры, а также пищевые продукты, содержащие указанные виды жиров;
- биологически активные добавки к пище (БАД): с тонизирующим действием (содержащие элеутерококк, женьшень, родиолу розовую или другие аналогичные компоненты), влияющие на рост тканей организма, а также продукты, вырабатываемые с использованием перечисленных добавок;
- газированные напитки (содержащие углекислоту);
- арахис;
- острые соусы (типа кетчупа), закусочные консервы и маринованные овощи и фрукты (консервированные с добавлением уксуса);
- костные бульоны, в том числе пищевые концентраты на их основе;
- пищевые концентраты на основе искусственных ароматизаторов (бульонные концентраты, пищевые концентраты первых и вторых блюд и т. п.).
Еженедельно воспитатель подает информацию медицинской сестре в виде рапортички о количестве и времени (день, часы) систематически отсутствующих детей в течение недели.
Медицинская сестра подает рапортичку на следующий день (завтрак) по фактическому наличию детей на утро (завтрак) сегодняшнего дня.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ МЕНЮ
в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139»
В МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» имеется перспективные меню на разные сезоны (зимнее-весеннее и летнее-осеннее) на 10 дней. Это дает возможность правильно распределить продукты в течение недели, обеспечивать разнообразие блюд. Меню составляется раздельно для групп раннего и дошкольного возраста.
Обязательным условием рационального питания является правильно составленное меню, при разработке которого учитывается ряд факторов:
1. Основу меню составляет утвержденный среднесуточный набор продуктов питания, обеспечивающий физиологическую потребность детей в основных пищевых веществах и энергии.
2. Учитывается длительность работы учреждения (12-часовая), которая определяет количество приемов пищи.
3. Одним из важных условий правильно составленного меню является максимальное разнообразие блюд, с обязательным включением в него всех групп продуктов, включая мясные, рыбные, молочные, фрукты и овощи в натуральном виде и в виде салатов, и исключение вторяемости блюд в течение срока действия.
4. При составлении рациона питания детей предусматривается правильное распределение продуктов в течение суток. Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большего количества пищеварительных соков, блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, даются в первую половину дня - на завтрак и обед. На ужин детям подают молочно-растительную, легко усваиваемую пищу, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются.
При составлении меню в МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 139» учитываются, что некоторые продукты должны входить в рацион ребенка ежедневно, а некоторые он может получать через день или 2-3 раза в неделю. В течение декады (10 дней) ребенок должен получить количество продуктов в полном объеме из расчета установленных норм.
В меню включаются салаты из сырых овощей, свежие фрукты. В качестве третьих блюд - свежие или консервированные соки.
В качестве закуски используется салат (из огурцов, помидоров, капусты, моркови, свеклы и др.) с добавлением зелени. Для улучшения вкуса в салаты добавляются свежие или сухие фрукты (яблоки, чернослив, изюм). Салат заправляется растительным маслом.
Ассортимент первых блюд широк и включает борщи, различные виды супов: на курином бульоне, молочные, вегетарианские.
Вторые блюда могут быть из мяса, рыбы в виде котлет, биточков, гуляша, в отварном, тушеном виде и др. Гарнир готовятся из картофеля, овощей, а также из круп и макаронных изделий.
В качестве третьего блюда подаётся компот или кисель из свежих пли сухих фруктов, отвар шиповника.
На завтрак, как и на ужин, дают детям различные молочные каши, овощные блюда, запеканки и котлеты из круп и овощей, блюда из творога, рыбу, яичные блюда. Из напитков на завтрак обычно дают какао, злаковый кофе на цельном молоке, чай с молоком, молоко; на ужин - молоко, кефир, чай, чай с молоком, чай с лимоном.
Полдник обычно состоит из двух блюд - молочного продукта и выпечки (булочки) или кондитерских изделий (печенье, сухари, вафли). В состав полдника включаются различные свежие фрукты.
На основании перспективного меню ежедневно медицинская сестра составляет меню-требование, являющееся документом для получения продуктов из кладовой и рабочей ведомостью для повара по расходу продуктов на блюда в отдельные приемы пищи. Составленное меню фиксируется на специальном бланке меню-требования, где перечисляются все блюда, входящие в рацион, их выход (масса каждой порции) и расход продуктов для приготовления каждого блюда, обозначаемых дробью: в числителе - количество продуктов на одного ребенка; в знаменателе - на всех детей.
В меню-требовании проставляется дата, общее количество питающихся детей. В специальной графе перечисляются блюда на каждый прием пищи и указывается расход продуктов для их приготовления. По каждому блюду указывается выход (масса порции готового оиюла) в граммах на одного ребенка. Массу продуктов лучше ук;иын;ш. ют.ко в граммах или только в килограммах.
Меню-требование с подробным указанием выхода блюд подписывает медицинский работник, повар, кладовщик и утверждает руководитель дошкольного учреждения.
Меню-требование с расписками лиц о выдаче и получении продуктов питания передается в бухгалтерию в сроки, установленные графиком.
Осуществляется контроль выполнения натуральных норм продуктов питания. Для анализа выполнения натуральных норм составляется таблица «Накопительная ведомость за 10 дней».
Ежедневно медицинская сестра (при ее отсутствии ответственный за организацию питания в дошкольном учреждении) вносит данные о расходовании продуктов питания на 1 ребенка в день согласно меню-требованию. При анализе выполнения натуральных норм выясняются причины, по которым не выполняются утвержденные натуральные нормы.